Уинстон Черчилль однажды сказал:«С критикой можно не согласиться, но она необходима. Она выполняет ту же функцию, что и боль в теле человека. Она привлекает внимание к нездоровому состоянию вещей».
Мне как постоянному критику (в техническом дизайне) хотелось бы поделиться своими мыслями на этот счет.
Перед тем, как поразглагольствовать на данную тему нужно раскрыть смысл данного термина. И так, что же такое критика?
Критика (от фр. critique из др.-греч. «искусство разбирать, суждение»):
- исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).
- отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
- разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
- выявление противоречий;
Хотелось бы затронуть данный термин в таком направлении как технический дизайн (TD), исходя из собственного опыта. Можно выделить следующую группу те кто:
Согласен, мало кто получает удовольствие от критики, очень редко кто к ней равнодушен, т.е. выслушивают ее, что-то принимают к сведению, а что-то просто отбрасывают. Умение выслушивать критику требует определенного навыка, даже, наверное, это зависит в какой-то степени и от характера человека. Благодаря грамотной (конструктивной) критике дизайнеру дается возможность достичь определенного успеха в своей области.
Чем отличается конструктивная критика от неконструктивной.
Рассмотрим пример конструктивной критики — рука официанта, придерживающая поднос.
Еще один из примеров, кегли с шаром.
Несколько советов как различать критику:
- Ценный отзыв всегда конкретен, понятен, логичен и определен. Высказывания типа «Говно!» или «Мне не нравится, как выглядит эта трава!» — яркий пример бесполезной критики.
- Конструктивная критика должна дать вам представление о том, как улучшить концепцию или увидеть иные пути решения.
- Объективная критика будет всегда спокойной и адекватной.
И так, в конструктивной критике можно выделить следующие аспекты восприятия:
- Умение слушать и прислушиваться к тому, что тебе говорят.
- Самосовершенствование.
- Умение общаться на данную тему (тему, которую критикуют).
- Конструктивная критика часто дает толчок для изучения новых навыков или техник в техническом дизайне.
- Умение сдерживать себя во время критики.
Как происходит критика работы.
Дизайнер выполняет работу, чаще всего это бывает срочные проекты, на которые отводится недостаточно рабочего времени. К тому же после длительного просиживания за работой, у дизайнера так сказать, «замыливается глаз» (это достаточно распространенный термин, как у художников, так и у дизайнеров, когда они уже не видят/не замечают своих ошибок). И дизайнер начинает предлагать, своим знакомым, друзьям покритиковать работу (указать на ошибки), но обычно он идет на форум о техническом дизайне и выкладывает на обсуждение работу, прося совета как улучшить свою работу. Сколько раз замечал под работой предложения типа: «Мне стоит заниматься дальше дизайном?». Ребята не пишите так никогда… Чаще всего как показывает практика человек в итоге получает не критику, а «струю поноса» в виде насмешек и прочего. Как и на любом форуме, все зависит от того, насколько критик компетентен в данной области. И как часто бывает, им оказывается далеко некомпетентный человек (из личного опыта, это человек, который очень много говорит, но ничего не делает, не показывает свой уровень работ, а если и показывает, то этот уровень очень низкий) и, соответственно, автор работы вступает с ним в полемику. Но вот тут нужно суметь применить свои навыки (умение) выслушать критику, даже от такого человека.
Рассмотрим основные моменты, как нужно реагировать на критику, чтобы извлечь из нее пользу:
- Занять нужную позицию. Каждый дизайнер смотрит на работы коллег со своей «колокольни». Однозначно, вам вряд ли вам кто-то скажет, что «так будет правильно» или «не правильно». Но это не означает, что вы должны игнорировать точку зрения ваших коллег, ведь получая объективную критику, вы тем самым извлекаете выгоду для себя. Даже если вы достаточно опытный дизайнер, не ждите, что с вашим мнением будут все соглашаться. С самого начала важно выбрать позицию и ждать момента, когда коллеги будут не согласны с вами, тем самым, предлагая новые идеи для вашей работы. Поэтому вам нужно понять, что критика является частью рабочего процесса. Хотя жесткая критика может вас, как расстроить, так и мотивировать делать лучше, так сказать, «давать пинок». Это нормально
- Выбрать цель. Нужно четко понимать о том, что вы делаете (много раз встречал работы «непонятно что» и «для чего»), перед тем как показываете работу клиенту, знакомым, друзьям, на форумах и т.д. Если у работы не будет четко поставленной цели, то и не ждите адекватной критики от выставляемой работы.
- Контролировать свою первую реакцию. Многие, когда их начинают критиковать, занимают одну из позиций – оборонительную (чаще всего выбираю эту :)) или ответную. Я в таком случае не кидаюсь сразу же отвечать на комментарии, а собираюсь с мыслями (выпив кружечку чая), обмозговываю. Логика должна возобладать над эмоциями! Не стоит идти «вперед батьки в пекло».
Чтобы стать «лучшим» вам необходимо принимать критику как должное, несмотря на обиды. Это особенно важно начинающим дизайнерам. Трудитесь «в поте лица» и вам воздастся Это цикл, через который проходят все дизайнеры. И критика является важным звеном в этой цепочке! Имейте в виду, что если вы правильно выбрали позицию, то ваше мастерство со временем возвысится!
- «Мухи – отдельно, котлеты – отдельно!» К сожалению, не вся критика является конструктивной. Кто-то «встал не с той ноги» и прокомментировал в явно подавленном настроении, кто-то с похмелья, да, да, и такое бывает А кто-то просто на вас затаил злобу… Иной раз зашел «мега-дизайнер» и также покритиковал. В таком случае важно уметь отделять полезную информацию от обычного трепа. Но, тем не менее, совсем игнорировать такие комментарии не стоит. До тех пока вы не будете уверены в том, что критика была некомпетентна.
- Сделать выводы. Пожалуй, самый сложный и ответственный шаг. Назначение критики – это по сути «волшебный пендель», когда ты начинаешь прислушиваться и действовать. Самосовершенствуйтесь! Самое главное в критике — это то, что она открывает нам глаза. Просите, чтобы критик оставлял ссылки на познавательные материалы, которые помогут вам решить некоторые проблемы конкретно в вашей работе (например, как построить линейную перспективу или как построить тень).
- Поиск идей. Если у вас не получается воплотить одну идею, пробуйте новые идеи, используя конструктивную критику. Подходите к критике объективно, это может быть очень полезно. Помните, что ваша работа основана на вашем собственном сложившемся мнении.
- Задать вопросы. Не бойтесь задавать вопросы. Порой, именно благодаря ним, можно найти выход из сложившейся ситуации. Если один критик вам мало полезен (не предоставляют полную информацию), то вы можете всегда попросить прокомментировать более опытного дизайнера (например, кто пользуется авторитетом среди знакомых или на форумах) согласен ли он с мнением выше комментирующего, если да/нет, то почему.
- Благодарности. Старайтесь на любого рода критику отвечать вежливо и благодарить. Проявление вежливости также даст вам почувствовать себя опытнее и поможет вам адекватно воспринимать отзывы и критику. Если вы последуете этим советам и признаете истинную ценность критики, то сказать «спасибо» не составит для вас труда.
Если вы начинающий дизайнер, вы можете познакомиться с опытными дизайнерами через форумы, фриланс-биржи, попросить их покритиковать ваши работы. Из личного опыта, я уверен, найдутся такие люди, кто откликнуться на вашу просьбу, главное подход Попроситься в подмастерья Это может иметь огромное значение в развитии ваших навыков и способностей. Придерживаясь этим аспектам, вы научитесь адекватно относится к критике, и впоследствии зарекомендуете себя как отличный дизайнер!
И на последок полезное!
Рекомендую почитать интересную статью Критика в фотографии. «О критике, о критиках, и об отношении к критике», узнать мнение формучан о том кто же такой компетентный критик в фотографии (это же распространяется, в том числе и на дизайнера). Не забудьте заглянуть к Яне Франк. Какая гадость. Очень познавательно
Для написания статьи частично был использован материал с сайта www.smashingmagazine.com.
Здорово! Много раз находила по сети пособия, где популярно объясняли, как правильно критиковать, но вот статью, посвящённую тому, как эту критику правильно воспринимать, вижу впервые.
Замечательная и полезная статья, прочла с огромным удовольствием:)